Четверг, 16.08.2018, 22:10




МБДОУ №6 "Общеразвивающего вида"


Меню сайта
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наши часики

Домашние задания

 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В НОВОМ ФОРМАТЕ 

«ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

МЫ РАССЕЛИСЬ ПО ПОРЯДКУ,

ДРУЖНО ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ,

НЕ НОГАМИ, НЕ РУКАМИ,

А СВОИМИ ….ЯЗЫЧКАМИ.

          (артикуляционная гимнастика) 

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои движения.

          Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка(ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет,  что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это даёт ребёнку возможность делать свои первые открытия, вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

         Переход (переключение) к другому движению должен совершаться плавно и достаточно быстро. Необходимо соблюдать последовательность  - идти от простых упражнений  к более сложным. Проводить артикуляционную гимнастику надо проводить эмоционально, в игровой форме.

        К каждому упражнению в соответствии с выполненяемым действием даётся название, к нему идёт картинка-образ, стихотворение, цель. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастка на звук «Л»

                «УЛЫБКА»

Тянем губки мы к ушам. Улыбнёмся малышам 

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы

                                         Описание:  Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать губки в таком положении под счёт до 5

Выполнять упражнение 4-6 раз.

 

                 «ХОБОТОК»


   А потом тяни вперед,

   Как у слоненка хоботок.

 Цель: выработать движение губ вперед. 

                              Описание: Губки и зубки сомкнуты. Губки в напряжением  вытянуть вперёд трубочкой.                     Удерживать в таком положении под счёт до 5.

Выполнять упражнение 4-6 раз


«КАЧЕЛИ»



Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышко коснулись,

А потом назад вернулись.

 

                                                                    Цель:  вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро               менять положение языка.

 

Описание:

Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот,

широкий край язычка загнуть за нижние зубки  (потянуться к подбородку) на счёт «раз». На счёт «два» загнуть за верхние зубки (потянуться к носу).

 

Выполнять упражнение 4-6 раз.

 «ИНДЮК»

Широко окрыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.


 

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части

 

Описание:

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем  языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом

убыстрить темп  и добавить голос, пока не послышится

(БЛ – БЛ)

Выполнять упражнение 4-6 раз

 

 

 

«ЛОШАДКА»

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка,

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Цель: укрепить мышцы языка и выработать подъём языка вверх.

Описание:

Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот

и пощёлкать кончиком язычка

 Выполнять упражнение 4-6 раз.

 

 




ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л»

 

Способ №1

Кончик язычка зажать между  зубками и подать голос (получится звук «Л»)

ВДОХ       Л – Л – Л – Л - Л

Повторить 6 – 7  раз

Способ № 2

Произносить звук, [А] в тот момент, когда она отпускает язык после прикусывания. Чередовать это движение с произнесением звука [А]. Постепенно темп выполнения упражнения  убыстрять.

Повторить 6 – 7  раз



ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗВУК МЫ ДРУЖНО

(автоматизация звука)


«Р»

Данный блок заключается  в том, чтобы  постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

            При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: ра, ры, ро, ру, затем в обратные: ар, ыр, ор, ур, далее в слоги, где звук находится между гласными: ара, ары, аро, ару, ыра, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): рто, рта, рпа, рма, рны, рко.

           Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно). Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.

ЭТАПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Р»

1. Этап автоматизации звука [Р] в слогах. 

Произнести  СЛОГИ.

ра - ро - ру - ры
ро - ру - ра - ры
ру - ры - ры - ро

ры - ру - ро - ра
ра - ры - ру - ро
ры - ра - ро - ру

ар - ор - ур - ыр
яр - ёр - юр - ир - ер
ар - яр - ор – ёр

 

2. Этап автоматизации звука [Р] в словах

Произнести СЛОВА

 

Ра – ударный слог, начало слова

Раб, рак, радио, радость, радуга, рама, ралли, рана, рамка, раковина, ранец.

Ра – безударный слог, начало слова

Работа, равнина, ракета, район, рабочий, ракушка, ракетка, расческа, растение, разведчик, радист, разбойник, растяпа, расставание, родник, родители, рожок, рождение.

Ра – ударный слог, середина слова

Гора, дыра, кора, жара, нора, вчера, мошкара, детвора, баран, гараж, парад, жираф,

карась, пират, куранты, баранка, операция, собирать.

 

Ра – безударный слог, середина слова

Фара, мера, сера, вера, ссора, штора, сфера, шпора, опера, пантера, шушера, пещера, гагара, кикимора, сатира, фанера, гитара, холера, камера, химера, амфора, контора, сигара, микстура, мираж, каратэ, барабан, муравей, карамель, караул, пирамида, ураган, караван, таракан, сарафан, карапуз, парашют, карандаш, карантин, царапина, карабас-барабас.

Ро – ударный слог, начало слова
Рот, рой, ров, роль, рожь, рост, ромб, робость, роза, робот, рокот, рота, рожки, роща, розыск, розга, ролик, роскошь, родинка, родина, ровный, розовый.

 

Ро – ударный слог, середина слова

Перо, бюро, сорока, ворона, корова, дорога, корона, ворота, папироса, смородина, мороженое, зародыш, урок, пирог, герой, сурок, мороз, барон, сироп, народ, огород, паром, носорог, оборот, наоборот, поворот, воронка, коробка, коронка, пирожное, кувырок, воровка, сноровка, шнуровка, лакировка, дозировка, газировка.

 

Ар-яр – ударный слог

Пар, шар, вар, жар, дар, кар-кар, удар, омар, базар, загар, товар, комар, пожар, ягуар, кошмар, бульвар, кальмар, гончар, самовар, комиссар, антиквар, скипидар, кочегар, семинар, парта, нарды, казарма, партия, бармен, бархат, спаржа, марганец, старший, петарда, мансарда.  Яр, яркий. Маляр, школяр, столяр, гусляр, футляр, окуляр, юбиляр, капилляр, экземпляр. Арка, марка, заварка, хибарка, дикарка, кухарка, байдарка, кофеварка, свинарка, санитарка, овчарка, сварка.

 

Ар-яр – безударный слог

Повар, сахар, автор, доллар, авиатор, экскаватор, комментатор.
Арба, арбуз, армяк, орда, армия, арбалет, арфист, организм, орнамент, аргумент, археология. Барсук, барбос, борзая, карман, картон, картуз, карниз, корсаж, коржи, картина, корзина, картошка, карбонад, гармонь, горностай, георгин, горбинка, партизан, портфель, портной, морской, моргать, морфема, нарзан, спартанец, фортуна, форпост, наркоз, чехарда.

 

Кра-кру-кры – безударный слог

Крапива, крапинка, краснота, крахмал, краевед, краболов, красавица, кровать, крокодил, кроссовки, округ, окружность, окружение, окрошка, сокровище, икра, мокрый, крупа, круиз, кружок, крупье, кручина, крушение, крутой, кружить, кругом.

Крыльцо, крыжовник, укрытие.

 

Гра-гро-гру-гры – ударный слог

Град, грач, грань, граф, грамм, гранд, гравий, градус, градусник, грамота, график, грация, гранки, игра, награда.

Гром, грот, грог, грош, гроздь, грохот, громкий, угроза, погром, сугроб.
Груз, грусть, грудь, груздь, грунт, груша, группа, груда

Грымза, огрызок.